Научно-исследовательская деятельность
Основными формами реализации научно-исследовательской деятельности кафедры «Иностранные языки» являются:
- участие в теоретических и прикладных педагогических, социологических, филологических исследованиях актуальных проблем образования;
- участие в научных конференциях всех уровней;
- публикация статей в научных журналах;
- издание монографий.
Профессорско-преподавательским составом кафедры «Иностранные языки» реализуются следующие научные направления:
- Потенциал социогуманитарных дисциплин в формировании профильного специалиста инновационного типа.
- Факторы, влияющие на овладение лингвистической, лингвокультурной, социокультурной и социальной компетенциями студентами технического вуза в процессе изучения иностранных языков.
- Стратегии и технологии создания гибкой обучающей лингвистической среды с целью повышения внутренней мотивации, развития коммуникативной и межкультурной компетенций, активизации мыслительного и творческого потенциала будущих специалистов.
- Особенности языковой социализации студентов в образовательной среде технического вуза средствами русского языка.
- Общепедагогические и лингводидактические аспекты активизации познавательной деятельности студентов и формирование у них навыков иноязычной коммуникации с использованием личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов в образовательном процессе в техническом вузе.
Целью научных исследований являются оптимизация и активизация учебного процесса по иностранному языку при интеграции с профессиональными, гуманитарными, фундаментальными знаниями, а также разработка и внедрение новых средств обучения и контроля, обеспечивающих приобретение студентами оптимального уровня языковой компетенции, необходимой для будущей профессиональной деятельности.
Постоянное внимание преподавателей уделяется научно-методической работе, посвященной поиску путей совершенствования преподавания английского, немецкого, французского и русского (как иностранного) языков, участию в мероприятиях университета по гуманитаризации и гуманизации инженерного образования. Преподаватели кафедры являются постоянными участниками научно-теоретических и научно-методических международных, всероссийских, региональных конференций и семинаров, научно-методического семинара ЮРГПУ(НПИ).
Свидетельством научной активности кафедры «Иностранные языки» является проведение международных научно-методических конференций «Иностранные языки в образовательном пространстве технического вуза» (с 2007 по 2013 гг.) и «Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей» (с 2011 г. по настоящее время).
Научный потенциал преподавателей кафедры (кандидаты и доктора филол., соц., пед. наук) позволяет осуществлять регулярные исследования на базе кафедры для продуктивной НИР с привлечением студентов, аспирантов и ученых и преподавателей других вузов. Такая тенеденция позволяет говорить о создании в будущем Лаборатории гуманитарных исследований. Основной научной проблематикой лаборатории будут вопросы, связанные с содержанием языкового образования, способами оптимизации учебного процесса и его результативности. Практическим осуществлением работы лаборатории станет:
- увеличение количества научной и учебно-методической продукции;
- проведение разнообразных прикладных исследований, которые позволят создать систему анализа востребованности образовательных языковых программ и иноязычной компетенции выпускников университета, установить долгосрочные партнерские отношения с государственными и частными работодателями.
- защита диссертаций, проведение семинаров и участие в отечественных и международных конкурсах на получение грантов;
- достижение международного уровня конкурентоспособности результатов учебной и научно-исследовательской деятельности;
- создание баз данных и информационных ресурсов для учебных, научных, исследовательских целей;
- создание мультимедиа-продуктов для учебного процесса;
- проведение конференций;
- расширение партнерских связей с зарубежными организациями и учреждениями по традиционным направлениям и формирование новых связей;
- внедрение достижений зарубежных научных школ и передового научно-методического опыта;
- проведение систематического мониторинга состояния воспитательной работы и воспитывающей среды;
- проведение курсов повышения квалификации для преподавателей других вузов;
- участие в разнообразных проектах и грантах.