1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Главные
  4. ПЕРЕХОД В ОНЛАЙН - ВЫЗОВ, С КОТОРЫМ УСПЕШНО СПРАВЛЯЮТСЯ НА ФИОП
2 декабря 2020 Просмотров: 114

ПЕРЕХОД В ОНЛАЙН - ВЫЗОВ, С КОТОРЫМ УСПЕШНО СПРАВЛЯЮТСЯ НА ФИОП

Вынужденный уход процесса обучения в онлайн-режим стал настоящим испытанием не только для студентов, но и преподавателей, которым пришлось многое пересмотреть и заново оценить в своей работе. Надо отметить, что большинству удалось подойти к делу творчески и получить новый бесценный профессиональный опыт.

Декан факультета инноватики и организации производства П.В. Овчинников уверен, что некоторые его коллеги-преподаватели достигли высокого уровня мастерства, организуя дистанционный процесс обучения. В качестве примера ФИОП готов продемонстрировать одну из лекций кандидата экономических наук, доцента Михаила Михайловича Куликова  по дисциплине «Управление проектами». Тема лекции: «Управление временем и коммуникациями по проекту», целевая аудитория - магистры факультета инноватики и организации производства второго года обучения по пяти направлениям.

Пётр Вячеславович Овчинников и Михаил Михайлович Куликов согласились ответить на наши вопросы, рассказав о факультетском опыте перехода на «дистанционку».

- Что в работе преподавателя было необходимо кардинально перестроить, чтобы она стала эффективной в условиях дистанционного обучения?

П.В. Овчинников: - Во-первых, преподаватель должен обладать рабочим местом с определенными характеристиками: достаточно скоростной доступ в интернет, компьютер, монитор, хорошая вебкамера для передачи звука и изображения по видеосвязи в высоком качестве, необходимое для технических коммуникаций и учебного процесса программное обеспечение. Также необходимо подготовить больше проблемных лекций по актуальным вопросам и запросам студентов (с учетом рабочей программы дисциплины), больше интерактивных практических занятий, с изучением актуальных практических ситуаций. Меньшее внимание уделяется ведению расчетов по типовым алгоритмам.

- Каких особенных умений требует от преподавателя онлайн-формат?

М.М. Куликов: - Онлайн формат требует умения использовать программы видеоконференцсвязи (MSTeams, Zoom). При этом владения данными инструментами на уровне простого пользователя недостаточно, необходимы компетенции по управлению процессом обучения. Кроме того, преподавателю нужны коммуникативные навыки, чтобы суметь привлечь и удержать внимание студентов, причем при обучении онлайн это сделать сложнее, чем при живом общении в аудитории университета.

- Ваша работа стала проще или сложнее? Возможно, Вы для себя уже определили «плюсы» и «минусы» такого формата. Каковы они?

М.М. Куликов: - Работа, конечно, стала сложнее. Помимо конкретных знаний по преподаваемым дисциплинам, преподаватель должен на достаточно высоком уровне обладать знаниями информационных технологий, знать и уметь использовать программы по созданию лекций, презентаций, проведению расчетов (пакет программ MSOffice), программы для ведения занятий онлайн (MSTeams, Zoom). Главные плюсы обучения онлайн с использованием платформ MSTeams, Zoom – это большая наглядность лекций и практических занятий, возможность доступа из любого места (при наличии доступа в Интернет), отсутствие необходимости тратить время на передвижение в конкретную аудиторию. Минусы дистанционной работы в том, что снижается уровень живой коммуникации, онлайн-обучение требует высокого уровня самодисциплины от преподавателя и, особенно, от студентов.

Мы, к своему удивлению, заметили, что зачастую студенты обладают низким уровнем компьютерной грамотности, не все умеют эффективно пользоваться программами MSWord, Excel, Powerpoint. В этом случае преподаватель берет на себя отчасти еще функции преподавателя информатики, рассказывает об этих программах, учит их правильно использовать.

- По Вашему мнению, как онлайн-обучение влияет на студентов?

П.В. Овчинников: - Онлайн-обучение снижает навыки живого общения, у студентов с недостатком самодисциплины возникают проблемы с подготовкой к лекциям и выполнением практических занятий. Вместе с тем, онлайн-обучение нагляднее, интерактивнее, удобнее (по комфорту в месте нахождения).

- По каким показателям Вы оцениваете успешность Вашей работы?

М.М. Куликов: - Успешность работы преподавателя оценивается по качеству знаний, полученных студентами на занятиях с этим преподавателем. Качество знаний студентов можно оценить с помощью тестов, проверки домашних и курсовых работ, сдачи зачета и экзамена, в том числе онлайн с использованием MSTeams, Zoom.

Наши собеседники уверены (и с этой точкой зрения можно только согласиться), что успешность освоения студентами учебных дисциплин и получения новых знаний при онлайн-обучении сильно зависит от их собственного желания воспринять знания при дистанционном общении, а не только от желания и возможностей преподавателя передать эти знания.