Официальный сайт ЮРГПУ(НПИ) » Архив cобытий университета » Архив событий за 2017 год » Яркие имена в летописи НПИ: конструктор первых в мире судов на воздушной подушке Владимир Израилевич Левков

Владимир Израилевич Левков родился 4 марта 1895года в Ростове-на-Дону.

Окончил Ростовское реальное училище с отличными оценками по всем предметам. Он очень интересовался техникой. Учился за границей, в Германии, в Высшей технической школе. Но когда началась Первая мировая война, Левков вернулся на родину и стал студентом Донского политехнического института в Новочеркасске. Еще студентом он начал развивать идею бесколесного вездехода на воздушной подушке, которую предложил К. Э. Циолковский1927 году в Калуге вышла его книжка «Сопротивление воздуха и скорый поезд» и тогда же поступила в библиотеку ДПИ).  Левков В.И.  был оставлен на преподавательской работе на кафедре гидравлики.

В 1925г. был решен вопрос о создании на механическом факультете авиационной специальности. При содействии декана Н.Н.Дьякова приступили к созданию  лаборатории. В.И.Левковразрабатывает вместе со своими студентами чертежи аэродинамической трубы со скоростью воздушного потока около 30м/сек. Весной 1926года уже состоялось официальное открытие лаборатории, построенной своими силами, где началась большая научно-исследовательская работа. На собранные обществом друзей воздушного флота средства была в 1927году построена аэродинамическая труба. Это была первая аэродинамическая лаборатория не только при вузе, но и в стране. Многие исследования выполнялись по заданию промышленности. Вот некоторые из тем: определение местных сопротивлений воздуховодов, исследование ветровых нагрузок на ангары, конструирование и испытания ветросиловых установок. 

Начиная  с 1927г.молодой доцент Владимир Израилевич Левков, специалист по аэродинамике, начал проводить опыты над моделями аппаратов на воздушной подушке.Левков  экспериментировал с моделями   этих аппаратов в Крытом дворе, где и  проводились первые  испытания. Сначала эта модель была в  виде перевёрнутого таза. В центре этого «таза»— электрический мотор с винтом. Винт нагнетал воздух. Модель отрываясь от пола, зависала на высоте нескольких миллиметров. Около пяти лет Левков испытывал эту модель, совершенствуя форму.

Затем был с успехом опробован двухместный катер, развивавший скорость более 100км./час. Летящее судно могло двигаться не только над водной гладью, но и над песчаной, снежной, болотистой равниной.

Под руководством В.И. Левкова  при ДПИ открывается сначала авиационный факультет, а затем в 1929г.организуется Новочеркасский авиационный институт, для которого строится отдельный корпус.

Директором НАИ назначается профессор В.И.Левков. За пять лет своего существования НАИ выпустил около 300 студентов, среди которых – Миль Михаил Леонтьевич, генеральный конструктор вертолетов МИ.

В 1935году НАИ был расформирован. Часть студентов были переведены в Харьковский  авиационный институт, часть – в Рыбинский авиационный  институт.

В.И.Левков переводится в Москву, где продолжает работу над конструкциями судов на воздушной подушке.В 1937г. им был создан первый в мире катер на воздушной подушке для спасения челюскинцев. В дальнейшем В.Левковым были разработаны и построены 15 принципиально новых конструкций  судов грузоподъемностью до 10 тонн.

11 марта1939 года приказом наркома судостроительной промышленности И.Ф.Тевосянапрофессор Левков был назначен начальником и главным конструктором нового ЦКБ, а производственной базой для строительства летающих катеров стал завод № 445 (бывший планерный) в Тушино, под Москвой.

В октябре 1941 года конструкторское бюро Левкова и завод № 445 эвакуировали в старинный уральский город Алапаевск. Владимир Израилевич занял пост главного инженера завода, который приступил к выпуску десантных планеров.

С 1944 года Владимир Израилевич работал по совместительству на кафедре гидравлики Московского технологического института пищевой промышленности (МТИПП).

В мае 1952 года он оставляет судостроение и переходит в МТИПП на штатную должность профессора, оставаясь консультантом в ЦКБ, занимавшемся проектированием СВП.

Умер в 1954г.

Идеи, заложенные Левковым, нашли свое воплощение в судах типа «Метеор», «Ракета», «Сормович», «Комета» и др.  На Сормовском судостроительном заводе есть музей имени В.И.Левкова.

НТБ ЮРГПУ(НПИ)