Комплекс зданий ЮРГПУ(НПИ) имени М.И.Платова является памятником архитектуры и объектом культурного наследия.

Построенный в стиле неоклассицизма, он представляет собой законченныйархитектурный ансамбль, который возник в результате единого пространственного решения комплекса учебных зданий ДПИ.Стиль неоклассицизм, возникший во второй половине ХIХ в. - этосугубо русскоеявление,которое былочрезвычайно востребовано российскимиархитекторами.Новую классикуотличает особая гармоничность композиции, изысканность, изящество, прямолинейность, строгость и лаконичность, стремление к монументальности и пропорциональности, органичная связь архитектуры и скульптуры.

Эффектные масштабные постройки с античными элементами – основная отличительная черта зданий в стиле неоклассицизма, все размеры которых соотнесены с размерами человека. Форма и конструкция полностью соответствовали друг другу.Заимствование форм античной классики, ордерной системы, куполообразных крыш, прямоугольных фасадов, деликатное отношения к декору помогло выявить особый художественный «настрой» и пластику сооружений стиля «неоклассицизм».

Архитектурный ансамбль ЮРГПУ(НПИ) из четырех (первоначально) корпусов, которые назывались в проекте «павильоны», был спроектирован Б.С. Рогуйским как неоклассический и полностью отвечал общей стилистике зданий города.Учебные корпуса главного корпуса, химического, механического и горного павильонов группируются вокруг прямоугольного в плане внутреннего двора, в котором впоследствии разместились корпус авиационного факультета(арх. С. Болдырев), корпуса спортивного комплекса с плавательным бассейном, столовая, лабораторныйкорпус и строящийся комплексучебно-библиотечных корпусов (арх. А. Тумасов). В центре двора находится стадион, построенный силами студентов и преподавателей в 1935 г. Завершает ансамбль старинный парк с могучими дубами, липами, елями, березами, каштанами и роскошным розарием.

Каждое отдельное здание представляет собой функционально замкнутый объем с рациональной и удобнойпланировкой аудиторий, лабораторий, учебных кабинетов, имеющих свой законченный архитектурный образ.Все корпуса объединены единством художественного декоративного убранства в духе неоклассицизма. В качестве основного композиционного приема Б. Рогуйский широко применяет колонны дорического и ионического ордеров, придавшие всему ансамблю величественный и монументальный характер.

Фасады павильонов интересны оригинальностью художественного решения, использованием декоративных скульптурных вставок – маскаронов – в виде Зевса, Марса, Гермеса, монументальных рельефов, в символической форме повествующих о назначении здания.В каждом павильоне прослеживается строгая геометрия форм: четырехугольник, квадрат, треугольник, круг и полукруг, которые организуют пространство фасадов и объемов, подкрепляя планировку зданий.

Главный корпус с парадной лестницей, колоннадой и трехэтажным Крытым двором с витражным потолком и обходными галереями, является доминантой в построении архитектурно-пространственной композиции всего ансамбля.

Северный и южный фасады главного корпуса украшают колонны двух ордеров – дорического и ионического. Дорический ордер более прост, лаконичен, приземист, чем более «хрупкий» и изящный ионический. Колонны дорического ордера украшают фасад первого этажа главного корпуса, горного павильона и входную группу механического павильона со стороны стадиона. Колонны ионического ордера украшают фасады химического павильона и главного корпуса.

Центральная часть главного южного фасада главного корпуса представляет собой стилизованный храм ионического ордера, ставший в здании выступающим портиком с треугольным фронтоном,покоящимся на шести колоннах, которыеимеют профилированные базы,изящные стволы и декоративные капители со спиралеобразными волютами. Приподнятые на высоту первого этажа, к которому ведет большая лестница, они придают зданию парадный вид.

Здание главного корпуса сложное по конфигурации, состоит из трех сблокированных замкнутых галерей с внутренними дворами. В Крытом внутреннем дворе Главного корпуса применен еще один вид античного ордера – композитный, представляющий собой соединение ионического и коринфского ордеров. Между окнами галерей полуколонны украшены композитным ордером.

Архитектурно-художественное решение обходных галерей Крытого двора представлено ритмом арочных проемов и плоских пилястр со стилизованными дорическим и композитным ордерами.Скульптурное убранство стен Крытого двора представляет собой органичную связь с архитектурой и играет подчиненную роль, что характерно для неоклассики: скульптурный декор всегда подчинен плоскости стен. Такой же прием применен и к решению фасадов всех остальных павильонов. Рациональное начало всего ансамбля не скованно чрезмерным использованием декора.

Композиционно-стилистическое решениеи архитектурно-художественное оформление всех фасадов механического павильона (энергетический корпус) сочетает в себе архитектурно-конструктивные элементы и детали, включая лепной декор барельефного пояса аттикового этажа центральной части южного фасада; декор и расположение доминирующего центрального объема с выделенным ризалитомпарадного входа с треугольным ступенчатым завершением; с венчающей ризалит люкарной циркульной конфигурации с лепным декором в форме пронзающего древка с лентами и гирляндами; лепным декором в виде щита, обрамленного гирляндой, факелами и лентами в завершении узких оконных проемов, фланкирующих ризалит, строгий портик и расположенный над ним куполообразный свод, подчеркнутый в нижней части поясом барельефов с изображением героев древнегреческой мифологии, с венчающей верхнюю часть портика скульптурной композицией с грифонами (сейчас в круглом проеме центральной части этой композиции установлены часы), а так же декорвоформлении парадного входа, ритм и конфигурацию оконных проемов.Объемно-планировочное решение здания технологического факультета (химический павильон) характеризуется коридорной системой с односторонним расположением аудиторий.

Композиционно-стилистическое решение и архитектурно-художественное оформление всех фасадов здания выполнены в неоклассическом стиле и сочетают в себе архитектурно-конструктивные и декоративные элементы и детали, включая декор барельефных поясов аттиков с сюжетными композициями; треугольных фронтонов ризалитов с лепным декором в виде древка, обвитого шнурами с кистями и гирляндами и увенчанного маской Гермеса (на треугольном фронтоне центрального ризалита надпись «химическiялабораторiи»);барельефный пояс с растительным орнаментом и грифонами в оформлении полуциркульного слухового окна центрального ризалита, ритм и габариты колонн ионического ордера в оформлении порталов входов, расположением центральных ризалитов и ярко выраженных раскреповок с прямоугольными аттиками, декорированными барельефными поясами с сюжетной композицией, с трехчертвертными рустованными, каннелированными в нижней части колоннами ионического ордера на высоту двух этажей в глубоких нишах раскреповок; ритм и конфигурацию прямоугольных оконных проемов и их обрамление; барельефы с изображением М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева в обрамлении факелов, гирлянд и лент в межоконных пространствах центрального ризалита на уровне второго этажа, а также оформление порталов внутридворовых проездов с треугольными фронтонами, поясамииоников, лепным декором в виде лент и венка.

Композиционно-стилистическое решение и архитектурно-художественное оформление всех фасадов здания горного павильона выполнены в неоклассическом стиле и сочетают в себе архитектурно-конструктивные и декоративные элементы и детали, включая лепной декор барельефных поясов с гирляндами, лентами, щитами и ангелами, тимпана с двуглавым орлом с гирляндами, лентами, и надписью «Горное отделение», расположение ярко выраженных раскреповок с прямоугольными аттиками, франкирующими западный фасад здания, портала главного входа в виде треугольного фронтона, опирающегося на каннелированные колонны дорического ордера с лепной композицией в тимпане фронтона, и арочным окном полуциркульной формы с декоративным замковым камнем в виде маски. Оформление центральной части западного фасада гигантскими трехчертвертными рустованными колоннами ионического ордера, каннелированными в нижней части на высоту двух этажей, ритм и конфигурация оконных проемов и их обрамление.

Комплекс зданий учебно-библиотечных корпусов должен завершить архитектурный ансамбль, строительство которого продолжалось в течение ХХ века.