Официальный сайт ЮРГПУ(НПИ) » Новости » «…БЫЛО СЧАСТЬЕ, КАК КРЫТЫЙ, ОГРОМНОЕ…»

Недаром говорится, что если гость нашего города не побывал на территории Новочеркасского политехнического института и не получил возможности насладиться университетским архитектурным ансамблем, то он по-настоящему не был в Новочеркасске.

НПИ - своеобразный «город в городе», выстроенный и живущий по особым законам - законам молодости и оптимизма. Несмотря на быстро бегущие годы, он молод всегда, и его юное сердце - это, без сомнения, Крытый двор главного корпуса. Говоря правильным языком архитекторов, «главный корпус с парадной лестницей, колоннадой и трёхэтажным Крытым двором с витражным потолком и обходными галереями является доминантой в построении архитектурно-пространственной композиции всего ансамбля… Архитектурно-художественное решение обходных галерей Крытого двора представлено ритмом арочных проемов и плоских пилястр со стилизованными дорическим и композитным ордерами».

На восторженном языке новочеркасского политехника эти же определения звучат так:

Гармония и соразмерность.

Таков античный был канон.

И он, ворвавшись в современность,

В университете воплощён.

Весь комплекс – целое одно.

Ведь он – Рогуйского творенье,

И каждое его звено,

Как рифмы у стихотворенья…

Этим словам вторит другой очарованный политехник:

Карнизы, лестницы, грифоны,

Рельефы, арки, маскароны,

И весь классический декор

Объединяет Крытый двор.

Здесь форма служит целый век

Высоким целям, вдохновенью.

И в Храм науки без волненья,

Войти не может человек.

Настоящую оду Крытому двору «поёт» в своём очерке «О времени и о себе» Сергей Абрамович Лагутин - выпускник механического факультета 1964 года, дополняя свои воспоминания отрывками из стихотворений друга и однокурсника Владимира Шварца:

«Институт для нас – это Крытый. Многоликий Крытый, где, по подсчетам одного фанатика точных расчетов, мы провели по 7283 часа.

Здесь зелеными абитуриентами мы прятались от изматывающей августовской жары и, забыв о законах конкуренции, решали соседям задачи по физике. Процент поступивших завсегдатаев Крытого был заметно выше процента единоличников.

Крытый – не раскрашенный флажками,
Будничный, гудящий, деловой.
На столах конспекты с пирожками,
Рядом кто-то чертит курсовой…

Здесь, в этом великолепном, величественном зале, мы учились, и не было такого вопроса от начерталки до самых специальных дисциплин, на который бы не смог ответить Крытый в сессию.

…Кто читает, кто смеется звонко,
Кто сосредоточенно жует.
А мальчишка долго ждет девчонку,
Веря, что она еще придет.

Это тоже Крытый, который стал постоянным свидетелем и покровителем миллионов наших свиданий и встреч.

А Крытый праздничных вечеров – это умноженная многократным эхом музыка оркестра, разноцветные лучи прожекторов, сотни воздушных шариков и сияющих лиц. И две пары, танцующие на приз…

Цифры… теоремы… аксиомы…
Голова уже полным-полна…
А девчонка, будто невесома,
И плывет, и кружится она.

Наш выпускной вечер тоже был, конечно, в Крытом. И Крытый повторял слова нашей клятвы: «…никогда ни словом, ни делом, ни помыслом не запятнать имя советского инженера, не уронить честь своего института».»

Крытый у каждого свой, и у всех - общий. Каждый выпускник НПИ считает это гулкое волшебное пространство, увенчанное витражным потолком, своим другом, и Крытый, верный дружеской клятве, помнит всех своих питомцев. Его своды хранят отзвуки тысяч голосов, на его стенах мелькают тени ушедших эпох, плиты его пола помнят и лёгкое прикосновение бальной туфельки, и тяжёлую поступь солдатского сапога, и вечную суету юных студенческих ног. Но главная магическая особенность Крытого двора - это его способность возвращать человека в молодость:

…Чтоб, вернувшись мечтой в годы вешние,

В свои самые лучшие дни,

Всё припомнив, сказал нежно, бережно:

«Я люблю тебя, НПИ!»

Мы предлагаем вашему вниманию подборку архивных фотографий, главным героем которых становился Крытый двор в разные исторические периоды. Не правда ли, эти картинки из прошлого о многом могут рассказать без слов?

Пресс-служба ЮРГПУ (НПИ) В материале цитировались произведения С.А. Лагутина, М.В. Булановой-Топорковой, В. Осадчего, Б. Толмачёва